Стивен Флауерс

Гвидо фон Лист
и становление ариософии




V. Ареал распространения идей Листа

        Историю распространения и принятия идеологии "Мэтра Гвидо"различными социальными слоями можно разделить на три периода: до его смерти в 1919 году, между 1919 годом и концом Второй мировой войны, и после 1945 года.

        До 1919 года распространением "арманизма" занимался в основном сам Лист. Известность Листа на пангерманской культурной сцене (благодаря публикации ряда литературных и журналистских трудов в период между 1888 и 1903 гг.) сформировала аудиторию, подготовленную для принятия его мистических исследований. Австрийские пангерманисты хорошо знали работы "Мэтра" и активно его поддерживали, оказывая помощь "Обществу Гвидо фон Листа". Благодаря деятельности этой группы литература Листа быстро завоевала популярность в Германии среди сообществ с аналогичной националистической мотивацией. К моменту смерти Листа, его идеи получили в Германии не меньшее распространение, чем в Австрии.

        Работы Листа пользовались популярностью в двух культурных средах, взаимосвязанных на многих уровнях, но существенно различавшихся в методах и целях, а именно - в политических и оккультных кругах. Политические круги, по всей видимости, интересовались идеями Листа в основном как средством придания легитимности своим программам, хотя на них также производила большое впечатление загадочная притягательность витального иррационализма, присутствовавшего в системе Листа и часто оправдывавшего их идеи. С другой стороны, оккультисты интересовались теориями Листа, скорее всего, постольку, поскольку те соотносились с получением мистических познаний о прошлом, будущем и мире в целом, а также с возможностью использования его рунической системы в магических целях. Практические стороны системы Листа, думается, держались в глубокой тайне, по крайней мере при его жизни. Распространение трудов и идей Листа тщательно контролировалось "Обществом Гвидо фон Листа", а также писателями и издательствами, тесно связанными с Обществом.

        Самым значительным официальным событием в жизни Листа, помимо деятельности Guido von List Gesellschaft (Общества Гвидо фон Листа) и Hoher-Armanen Orden (Высшего арманистского ордена) было, пожалуй, учреждение в Германии в 1912 году общества Germanenorden (Германский орден). Хотя цели и методы Germanenorden существенно отличались от целей и методов организации Листа, влияние его идей было особенно заметно в рунологической, исторической, литургической и организационной сферах.

        К моменту смерти Листа в 1919 году его идеи получили (вместе с несколькими другими потоками независимых, но родственных идеологий) довольно широкое распространение. Поражение в "самой священной Германской Войне", вероятно, предопределило готовность германоязычного мира решать социальные задачи посредством мистики. Во всяком случае, после 1919 года оккультно-рунические теории Листа начинают развиваться независимо. По всей видимости, этот процесс идет в форме двух отличных друг от друга течений.

        Первое, наиболее известное, лучше всего определить как народнический (voelkish) оккультизм. Последователи этого учения обычно придерживались в политике националистических идей, но выражали себя более охотно в оккультном жанре, чем в собственно политическом. Рудольф Джон Горслебен (Rudolf John Gorsleben) и Вернер фон Бюлов (Werner von Buelow) публиковали работы, как правило, сходные с работами Листа в своей "историчности" и мистичности, сообщая при этом очень мало сведений о практических методиках. Среди тех, кто первыми начал детально разрабатывать и пропагандировать практическое применение магии рун, были Фридрих Бернхард Марби (Friedrich Bernhard Marby, 1882-1966 гг.) и Зигфрид Адольф Куммер (Siegfried Adolf Kummer, 1899-? гг.). Базовым знанием рун оба были обязаны Листу, хотя Куммер охотнее чем Марби это признавал. Поклонники Марби утверждают (и, может быть, не без оснований) что именно он разработал всю концепцию "рунической гимнастики", или "рунической йоги". Все эти авторы открыто заявляли о своих симпатиях к националистическим идеям и, в конце концов, к национал-социализму.

        Другое течение проявлялось в пара-масонских магических ложах тогдашней Германии. Наиболее известная, Fraternitas Saturni (Братство Сатурна), была официально образована/реформирована в 1928 году. Хотя общая программа ложи была аналогична программам других пара-масонских групп, действовавших в то время в Германии, она включала в себя рунический оккультизма и магию. и некоторое время даже заявляла о себе как об "ариософской ложе". Достоверная история этих практик, однако, остается неясной. Fraternitas Saturni вместе с другими подобными ложами была, в конце концов, запрещена национал-социалистами.

        Определенная группа рунических оккультистов смогла угодить национал-социалистам и проникла в структуру режима. Как отделение СС Ahnenerbe (Бюро по изучению Наследия Предков), так и "Ведомство Розенберга" активно занимались изучением рунологии. В Ahnenerbe зачастую господствовал чисто научный подход к рунологии. Однако, в обеих организациях работали псевдо-рунологи и рунические оккультисты, и в исследовательской работе применялись магические рунические теории. Складывается впечатление, что в двух официальных организациях влияние идей Листа было лишь одним из многих (включая признанную научную рунологию), служивших научным и пропагандистским интересам.

        Однако наиболее непосредственное влияние арманистских/листовских идей на функционирование нацистского режима шло через Карла Марию Вилигута (Karl Maria Wiligut, 1866-1946 гг.), известным под именем "Вайстхор" (Weisthor) в среде элиты Гиммлера, обосновавшейся в штаб-квартире СС в Вевельсбурге. Вилигут был заметным представителем той же австрийской voelkisch (народнической) субкультуры, что и Лист. В 1903 г. он опубликовал сборник эпических стихотворений "Зейфридские руны" (Seyfrids Runen). Хотя идеи Листа оказали сильное влияние на Вилигута, сам он также в определенной степени обладал "мистической оригинальностью". С 1933 по 1934 гг. он написал несколько статей и стихотворений под псевдонимом "Ярл Видар" (Jarl Widar), опубликованных в сборнике "Hag All Allhag/Hagal", издании "Общества Эдды". Именно через Вилигута идеи Листа воплощались в жизнь элитой СС в Вевельсбурге. Более того, известно, что сам Гиммлер не только интересовался такими идеями, но и страстно собирал арманистскую литературу. Укрепление "официальной нацистской рунологии", поддержанной Гиммлером, Вилигутом и другими, неизбежно привело к необходимости подавления "независимых проводников" рунической магии, таких как Марби.

        Сочетание национал-социалистической политики, разрухи и смерти, обусловленных войной, привели к резкому падению интереса к рунам и германистике в европейских оккультных кругах. После 1945 года рунология Листа распространялась по трем каналам: через старую структуру "Общества Листа", независимых рунологов-оккультистов (часто выступавших с несколько "реформированными" из-за их прежнего voelkisch-характера идеями) и посвященных Fraternitas Saturni (некоторые из которых интересовались рунической магией).

        Через 10 лет после войны были опубликованы две работы по рунической магии, написанные независимо, но - на основе идей Гвидо фон Листа. В 1955 году Карл Шписбергер (Karl Spiesberger) опубликовал книгу "Магия рун" (Runenmagie), где использовал рунический ряд из 18 рун, предложенный Листом, а Ролан Дионис Жоссе (Rolan Dionys Josse) опубликовал книгу "Руническо-астрологическая каббалистика" (Die Tala der Raunen: Runo-astrologische Kabbalistik), посвятив ее Кэте Шефер-Гердау (Kaethe Schaefer-Gerdau), попечительнице "Общества Эдды" в 1924-39 гг. Шписбергер был посвящен в FS (его магическим именем было "Frater Eratus", "Брат Эрат"), и его работа, по всей видимости, является синтезом "сатурнианского гнозиса" и листианского арманизма. Кроме того, руническая магия продолжала фигурировать в списке магических практик Fraternitas Saturni, которое в 1957 году было официально реформировано своим основателем и Великим Магистром Грегором А. Грегориусом (Ойген Гроше) (Gregor A. Gregorius, Eugen Grosche). В 50-х годах продолжали появляться работы независимых рунологов-оккультистов, таких как Жоссе и Марби, который после освобождения из Дахау снова занялся руническими и астрологическими исследованиями.

        Подлинное листианское наследие было вновь востребовано лишь в конце 60-х. В 1969 году "Общество Гвидо фон Листа" было возрождено благодаря контактам между Адольфом Шляйпфером (Adolf Schleipfer) и последним, еще здравствовашим в ту пору президентом Общества. Старая система была возрождена новыми, молодыми руководителями - Адольфом и Зигруном Шляйпферами (Sigrun Schleipfer), также возобновившими работу "Высшего арманистского ордена", подняв его до невиданных ранее высот. В последние годы они даже начали перепечатывать работы Мэтра для нового поколения арманистов.

        Листианская система продолжает полновластно господствовать в современном германском оккультизме. Продолжают печататься книги Шписбергера, время от времени в рамках системы появляются новые работы, например, "Рунический оракул" Вернера Косбаба, 1982 год (Das Runen Orakel, Werner Kosbab). Работы самого Гвидо фон Листа вновь пользуются спросом.

        За пределами германоязычного мира влияние Листа было более опосредованным. Недавно вышли в свет ряд книг по руническому оккультизму на английском, но большинство из них, по всей видимости, не связаны ни с какой живой традиции. Единственное заметное исключение - работа "Futhark" Эдреда Торссона (Edred Thorsson), в которой (хотя она и основывается в качестве магической базы на 24 рунах, или старшем руническом алфавите-футхарке) заметно сильное влияние германского оккультизма ХХ века, особенно влияние Листа и Шписбергера.



    Перевод с английского: АБ
    Редакция: ИП



    [Назад]    [Заглавная]



    


 
Hosted by uCoz